Прогноз погоды в городе Бишкек
Акыркы кабарлар
» » Когда имперские амбиции не дают покоя замшелым шовинистам…

Когда имперские амбиции не дают покоя замшелым шовинистам…

01-февраль, 09:00
412 ᠌ ᠌ ᠌ ᠌᠌ ᠌ ᠌᠌

Редактору газеты «Для вас» Е. Жолобовой

Корреспонденту газеты Александру Никсдорф

Да, именно так подумал я, когда прочитал в газете «Для вас» (№1 от 06.01.2023) тенденциозное заявление уважаемого коллеги А. Никсдорф «Зачем ждать десять лет для возрождения русского языка в Кыргызстане?» И, вот, почему.

Т.к. мы знаем друг друга давно и неплохо, то мне прежде всего хотелось бы уточнить: «О каком «возрождении» идет речь, если оно - знание русского языка среди кыргызов, заложенное еще в середине XIX века нашими мудрыми предками в лице Атаке бия и Российской Императрицы от 17 января 1855 г. и по настоящее время, никогда и никуда не уходило? А наоборот, оно все время росло, крепло и развивалось. Так, в настоящее время, по официальным данным, по уровню овладения русским языком среди стран СНГ Кыргызстан занимает 2-ое место после Республики Беларусь. Если Вам, разумеется, о чем ни будь говорит этот факт.

Во-вторых, Вам наверное хорошо известно, что на III съезде комсомола страны, который проходил в 1920 году в Москве, среди делегатов из Киргизии был и Жусуп Абдрахманов. При личной беседе с В.И.Лениным он рассказал ему о делах среди местной молодежи, на что вождь пролетарской революции заметил: «Вы, аппаратные работники, обязаны вести делопроизводство на местах на их родном языке и, таким образом, более активнее вовлекать их в строительство советского хозяйства».

И, в третьих, хотелось бы  напомнить Вам о том времени (1961 год), когда началось добровольно-насильственное внедрение русского языка во всех сферах жизни кыргызстанцев под предлогом «интернационального воспитания трудящихся и  молодежи страны» к власти пришли сверхинтернационалисты во главе с Т.Усубалиевым, которые в угоду кремлевским диктаторам, чтобы выслужиться перед ними, отменили преподавание кыргызского языка во всех русскоязычных школах Республики. 

Во что это вылилось, я думаю, Вам должно быть тоже хорошо известно:  4 – 5 декабря 1987 года  в г.Фрунзе состоялось Республиканская научно-практическая конференция, где выступил с программной речью председатель правления Союза писателей Киргизии Ч.Т.Айтматов по вопросу совершенствования межнациональных отношений в сфере культуры.

Если Вы не возражаете, то я позволю себе привести лишь отдельные эпизоды из его речи, которые имеют непосредственное отношение к нашей теме разговора о языке… 

. «Для меня,- заметил он,- только остается загадкой, почему определенные печатные органы изображают зачастую дело так, что население национальных республик, в частности, в Киргизии, якобы недостаточно хорошо говорят по-русски, и бьют по этому поводу ложную тревогу. Мне лично кажется, что такие утверждения выдвигаются определенными силами в республике в качестве контр проблемы, как только речь заходит о необходимости усилий по развитию на местах национальных языков. Мы против таких противопоставлений. Между нашими языками нет антагонизма и даже противоречия нет, в наших условиях каждый язык имеет свое место и ничто не мешает им сосуществовать, принадлежать одновременно каждому из нас, только не надо намеренно мешать этому процессу, выбегая с криком на дорогу в тоге сверхинтернационалиста.

 Кстати, о принципе добровольности.  Не слишком ли вольно мы толкуем это понятие, когда дело касается национальных языков.   По отношению к родному языку добровольность представляется мне неким кощунством. Принуждать, разумеется, никто никогда не может, но и освобождать сознание нации от своей истории, тем более призывать, поощрять отказ от родной речи тоже не следует. 

Мало ли нас, много ли, но здесь эпицентр нашего народа. Только здесь, на этой земле, и больше нигде. И этого нельзя забывать, когда идет сопоставление и выяснение так называемого процентного соотношения. Когда иные лица пытаются если не противопоставить, то во всяком случае выдвинуть негативное отношение к потребностям нашей национальной культуры, мотивируя это тем, что существуют-де еще и другие национальные меньшинства, то надо иметь в виду, что у этих меньшинств, с которыми мы живем в мире и согласии уже свыше 100 лет и с которыми у нас не было никаких инцидентов, ничего, кроме дружбы и уважения, у этих народов при всем при том существуют свои, куда более мощные, основные эпицентры культуры, где и сохраняются и развиваются их языки.

А если киргизская культура не может состояться на своей земле, то она уже нигде не может состояться. Вот в чем наша небольшая разница, которую следует учитывать нашим оппонентам. А мы в столице республики не можем добиться открытия простейших и безобидных детсадов.

Все наши трудовые и социальные усилия, все наши хозяйственные планы преследуют общую задачу - подъем экономики. Но и это не самоцель, если смотреть в корень бытия. Только тогда, когда наши достижения обернутся прогрессом духовной культуры и в том числе прогрессом национальной культуры, эти усилия обретут свой высший смысл. И это будет конечным торжеством труда»,- сказал в заключение Ч.Т.Айтматов.

Как Вы заметили из выступления нашего с Вами великого современника и гуманиста всего человечества XX и XXI века – «… у этих народов( в т. ч. и у россиян. прим. К.Т.) при всем при том существуют свои, куда более мощные, основные эпицентры культуры, где и сохраняются и развиваются их языки. А если киргизская культура не может состояться на своей земле, то она уже нигде не может состояться. Вот в чем наша небольшая разница, которую следует учитывать нашим оппонентам».

И только теперь, после драматических потрясений 60 -70 – 80 годов в сфере культуры и языков национальных окраин, после развала нашего Союза из-за имперских амбиций «святой троицы» из Беловежской пущи в трагические 90-ые годы прошлого столетия, которые привели к полному разрыву наших  духовных и хозяйственных связей, обнищанию наших народов и потери национальной безопасности каждого из нас в отдельности, мы только-только что начали вставать с колен и снова налаживать наши потерянные связи во всех сферах обновленной жизни, тут как тут, как говорят у нас на Руси –  «опять - двадцать пять», т.е. опять повторяют нам набившие оскомину занудные нравоучения старшего брата на проделки младшего… Не надоело ли? Доколе еще?...

Вы меня простите, пожалуйста, если что не так. Вы же знаете, какую оценку дал Владимир Владимирович Путин нашему недавнему общему прошлому, выступая на общероссийском совещании в Казани 13 мая 2019 года, что 1991 – 1996 годы правления государством были преступными. Дело в том, что если Россию трясло всего лишь в течении 6 лет, то новоявленные нувориши, нарвавшиеся до бесплатного пирога под названием «Островка демократии», грабили страну в течении всех 30 лет.

И только теперь, когда во главе Российской Федерации и Кыргызской Республики несут верную службу своей отчизне и народу истинные  патриоты своей Родины,  достойные памяти своих славных предков, то хотелось бы, чтобы и мы с Вами были достойны своих лидеров во благо своих же родных и близких, живущих рядом с нами.   

 И, в заключение, хотел бы поделиться с Вами своими мыслями о том, как же нам надо жить дальше вместе. Об этом же написал еще 800 лет тому назад великий поэт Востока Низами Гянджеви (1141 – 1209) в своей героической поэме «Искандер-Наме».

Он пишет: «Покорив Грецию, Египет и Сирию, с трудом овладев Маракандом (Самарканд),  великий воин направил свое войско в Индию. Вдали видны величественные вершины небесных гор Хан-Тенгри. И тут он увидел удивительный город утопающий в саду и с открытыми воротами. Жители города ведут его в прекрасный дворец, угощают и отвечают на расспросы. Почему, спрашивает их Искандер, у вас 

Такие сады, а в садах нет никого, 

Никто не имеет на дверях замка и запора,

Стада не имею сзади чабана,

Ни одного пастуха, в сто тысяч стад?

Жители города говорят Искандеру, что они вовсе не сильны сами по себе, но сильны верой в справедливость и доброту:

Мы ни на волос не отступаем от правды.

Мы не готовы для фальшивых напевов,

Мы, кроме верности, ничего не знаем.

Дверь криводушия мы закрыли на свете.

Если из нас кто-либо терпит убыток,

Мы удовлетворяем его из своего кармана,

Богатством своим его поправляем, 

Никто из нас не имеет добра больше другого.

Наделены мы все в богатстве своем справедливо, 

Равными мы все считаем себя. 

Мы горюем, жалея друг друга,

И в радости тоже друг другу друзья.

Соблазны золота и серебра в счет

У нас тоже не идут: их не применяет никто…

Искандер так поражен всем виденным и слышанным, что решил больше никуда не идти: 

Больше не буду я мчаться по свету,- 

Довольно мне стало того, что я собрал

И опыта, которым я научился от этих людей.

Если это путь жизни, то на чем стоим мы?

И коль это люди, то кто же тогда мы?

Отправление нас в моря и степи

Для того было нужно, чтоб прийти сюда.

Если бы этот народ я ранее видел,

То не кружил бы вокруг света,

Мой образ жизни не отошел бы от сего обычая.

Кроме этой веры, у меня другой веры не было б.

Так, великий воин Искандер, «ликуя, пошел обратно из этого государства».

Место, где находится этот «город счастливых»,- уточняет Мариэтта Шагинян,- указано автором поэмы абсолютно точно: на пути в «Хирхиз», у подножия поднебесных гор Хан-Тенгри. И так же точно называется время – 325 год до нашей эры. 

Одна из таких «Александрий»,- продолжает она,-  старинная рукопись имеется в библиотеке Петра Великого. Я видела ее несколько лет назад на выставке в Ленинграде. (М. Шагинян, собр. соч. т.5, стр. 821 - 825, изд. М., «Художественная литература» - 1988).

В таком случае мне остается только напомнить Вам, что наш век, по моему твердому убеждению, это век интеллектуалов и гуманистов, о чем говорил в своих трудах великий английский ученый, историк-социолог  Арнольд Тойнби (1889 – 1975), который предсказывал, что рано или поздно возникнет мировое правительство справедливости и  равенства, верности и гуманизма для всего человечества. Центр новой цивилизации будет размещаться не в гигантских городах типа Лондона, Парижа или Нью-Йорка. Он разместится там, где соприкасаются великие культурные центры и государственные традиции мира.

Ученый наметил на карте кружок, где находятся культурные силы: Дальнего Востока – через Китай, Индии – через великие горные хребты Гималая, Ислама – через традиции Средней Азии и Европы – через влияние России.

В этот кружок на карте попали поднебесные горы Тянь-Шаня с ее величественными вершинами Хан-Тенгри и пиками Нансена, где жили и живут потомки кыргызов с древнейших времен и до наших дней.

Мне кажется, что является символичным и обнадеживающим фактором, что первый официальный документ, изданный президентом страны Садыром  Жапаровым был Указ «О духовном, морально-нравственном и физическом развитии граждан Кыргызстана», который вступил в законную силу с 29 января 2021 года, на основе которого должны быть разработаны и приняты основополагающие принципы Национальной идеологии верности к своей родине и народу отныне и во веки веков. 

Я верю и надеюсь, что в этом судьбоносном для всех нас документе будут учтены все наши пожелания и возможности для интенсивного и гармоничного развития гражданского общества в целом и в интересах каждого из нас.


С уважением,

Ваш коллега и соотечественник Карыбай Турусбеков

Тел.: 0704-20-06-12   

 "Азия Ньюс" гезета

Бөлүшүү:
Тектеш материалдар:
Эң көп окулгандар
Бүркүттүн алдында калган коёндой эле бырпырадым…
Жөтөлдөн айыгууга сонун рецепттерди сунуштайбыз. Сактап коюңуз!
Өлгөн адамдар түшкө кирсе эмне болот?
(Видео) Баткен губернатору Алимбаевди тоготпой, 70 пайыз жетекчилер кетип калышыптыр
(Видео) Лейлектеги атышуу: "Кыргыз элим, биз жардамсыз калдык..."
Президент Садыр Жапаровдун акыркы кырдаал боюнча кайрылуусу
(Видео) Баткен согушунун ардагерлери элибиз үчүн күйүп, кайрылуу жасашты
Aryba.kg - Маалымат порталы
Сайтка баа бер